Лексический взгляд на английский язык. Лексический подход.

Насмотренность, наслушанность
лексический взгляд на английский язык

Говоря о том, как развить хороший вкус, эксперты в разных сферах подчёркивают важность насмотренности — умения отличать красивое от безвкусицы. Какую красоту нужно замечать в языке? А главное — зачем? В чём польза наслушанности? Разберёмся в статье.

Учить английский язык лексически нравится не всем. Этот подход предполагает много вдумчивой работы, анализа, запоминания. Нужна хорошая память, много времени и усилий. А без интереса к английскому и желания учиться будет совсем тяжело. Но получаемый от такого обучения выхлоп стоит того! В этой статье хочу познакомить вас с необходимым в лексическом подходе навыком. Называется он noticing. Можно сказать, что изучение английского языка лексически начинается именно с noticing.

Noticing - это лексический анализ услышанного и прочитанного. Проще говоря, это умение замечать лексические кусочки или фрагменты, когда мы что-то слушаем или читаем. При этом важно замечать не отдельные незнакомые слова (как это обычно бывает), а типичные и общепринятые сочетания слов, даже если среди них есть знакомые вам слова. Для простоты и удобства будем называть эти типичные сочетания слов чанками (англ. «chunks»).

Итак, лексическая насмотренность и наслушанность - это умение замечать чанки и отличать их от других комбинаций слов. Noticing - это навык, который нужно развивать.


КАК РАЗВИВАТЬ ЛЕКСИЧЕСКУЮ НАСМОТРЕННОСТЬ И НАСЛУШАННОСТЬ?

В первую очередь, нужно понять, на что обращать внимание. Дальше - как можно чаще и больше соприкасаться с языком - читать, слушать, смотреть, замечать, анализировать.


ЧТО ЧАНК, А ЧТО НЕТ?

Чанк - это минимум словосочетание и максимум целое предложение или фраза. Но важно помнить, что чанк - это ТИПИЧНОЕ и ОБЩЕПРИНЯТОЕ сочетание слов, то, как обычно говорят и то, что звучит максимально естественно. Чанк - это лаконичное и ёмкое выражение, а не что-то лексически замысловатое, длинное и грамматически сложное. Носителя английского языка от неносителя отличает умение оперировать типичными сочетаниями слов - чанками.

Чанки есть в любом языке. Язык в принципе представляет собой набор разнообразных чанков для любой ситуации.


КАКИЕ БЫВАЮТ ЧАНКИ?


КОРОТКИЕ

1. словосочетания

2. фразовые глаголы


ДЛИННЫЕ

3. чанки из нескольких словосочетаний, устойчивые выражения, идиомы

4. законченные предложения или фразы



Разберём каждый пункт подробнее.

! Все примеры чанков даны в той форме, в которой они используются в видео, а перевод на русский язык соответствует контексту видео. Кликайте, чтобы послушать.

Источники:
1) Better Ideas "Why you're always tired"
2) Eat See RV "The PERFECT Trip to New York City! Best Things to Do & Eat (Travel Guide)"
3) Taylor Bell "Transforming my CRAPPY NYC Terrace into a Cozy Oasis"


КОРОТКИЕ ЧАНКИ

  • СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (англ. «collocation») - это чанк, который состоит из 2-х самостоятельных частей речи (! артикли a/an/the, местоимения и предлоги не считаются самостоятельными частями речи). Словосочетание - это комбинация слов, которые обычно используются вместе. Это может быть:
  • ФРАЗОВЫЙ ГЛАГОЛ (англ. «phrasal verb») - это фактически глагол + предлог или наречие (verb + preposition/adverb). Например,

figure out

выяснить


found out

обнаружил


go over

рассказать о/пройтись по


turns out

оказывается


ended up

в конечном итоге


grew up

вырос


turned it into

превратили её в


comes off

снимается



Тут подробнее про фразовые глаголы.

ДЛИННЫЕ ЧАНКИ

  • ЧАНКИ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, УСТОЙЧИВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ, ИДИОМЫ (англ. «longer chunks: chunks consisting of several chunks, fixed expressions, idioms»)

have a cup of coffee

выпить чашку кофе


One of the most common problems is
Одна из наиболее часто встречающихся проблем - это

it feels like
кажется

no matter how much sleep you get
неважно, сколько ты спишь

you just can't seem to
ты просто не можешь

every single day
каждый божий день

can’t be the reason why
не могут быть причиной, почему

ran into problems

столкнулся с проблемами


it wasn't until ... that
только когда/так было до тех пор, пока

you’ve probably heard
вероятно, вы слышали

there’s a good chance that
велика вероятность, что

get ready for bed
готовиться ко сну

go on social media
сидеть в соцсетях

good for the body
полезно для организма

by and large
по большому счёту/в основном

on the Internet
в интернете

get things done
доводить дела до конца

discover something new
узнать что-то новое

from all walks of life
из самых разных слоёв общества

for the rest of his life
до конца своей жизни

first thing first
первым делом

get a sense of
получить представление
  • ЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ФРАЗЫ (англ. «complete sentences/phrases»)

Believe me, I’ve been there.
Поверьте, со мной такое тоже было.

or something like that
или что-то типа того

I don’t know if this applies to you.
Не знаю, применимо ли это к вам.

There is so much to do.
Здесь столько всего.

I’ve never had anything like it.
Никогда не пробовала ничего подобного.

Don't get me wrong.
Не поймите меня неправильно.

Let’s get started, shall we?

Начнём?


I wish I did this sooner.

Жаль, что я не сделала этого раньше.

ЗАЧЕМ ЗАМЕЧАТЬ ЧАНКИ? В ЧЁМ ПОЛЬЗА?


1. Самое очевидное преимущество лексической насмотренности и наслушанности - это увеличение пассивного словарного запаса и, как следствие, увеличение активного словарного запаса.

Пассивный словарный запас (англ. «passive vocabulary») - это лексика, которая вам знакома, когда вы что-то слушаете или читаете, но которую вы сами не используете.

Активный словарный запас (англ. «active vocabulary») - это лексика, которую вы не просто знаете, но и используете в своей речи.

Чем чаще вам встречается тот или иной чанк, тем больше вероятность его переноса в долговременную память. А чтобы начать использовать чанк в своей речи, придётся сначала произвести с ним разные манипуляции в многократных тренировочных упражнениях (письменных и устных), а потом возвращаться к нему спустя время, чтобы освежить в памяти. Только так возможно перенести чанк в активный словарный запас. Наша память имеет свойство избавляться от всего, что не используется, а иногда - забрасывать глубоко в недры, откуда уже довольно проблематично что-то достать.

2. Изучая чанки, вы параллельно изучаете грамматику.

Обычно программа обучения английскому языку представляет собой набор грамматических правил и лексики на разные темы, то есть лексика представлена отдельно от грамматики. По этой причине создаётся впечатление, что любое слово можно использовать в любой грамматической конструкции. Но на самом деле это не так. Предложение может быть построено грамматически корректно, но при этом не иметь смысла. Cравните:

1. I'm working. Я работаю.
2. Am I working? Я работаю?


Предложение #2 не имеет смысла. Человек в здравом уме никогда не станет задавать такой вопрос. К сожалению, авторы учебников постоянно дают такого рода предложения в качестве примеров разных грамматических конструкций.

Чанки размывают границу между грамматикой и лексикой. Это значит, что определённые слова встречаются в определённых грамматических конструкциях. Например, глагол bear (bore-born) в значении «рождать» всегда используется в пассивной форме (V3 или причастие прошедшего времени):

I was born on Valentine’s Day.
Я родилась в День всех влюблённых.


А глагол stand в значении «терпеть» всегда используется в сочетании с модальным глаголом в отрицательной форме can’t.

I can’t stand annoying people.
Терпеть не могу назойливых людей.


Тесная связь между грамматикой и лексикой означает, что, несмотря на множество возможных вариантов грамматически правильных комбинаций слов, носители языка выбирают общепринятые сочетания. Например,


Would you allow me to use your bathroom?
Would it be possible for me to use your bathroom?
May I make use of your bathroom?
Could I utilize your bathroom?
May I have permission to use your bathroom?
Could I kindly request access to your bathroom?
Can I go to your bathroom?
Can I use your bathroom?


Из всех вариантов уверенные пользователи американского английского (и не только) предпочтут последний - Can I use your bathroom? Остальные примеры звучат странно, неестественно или слишком мудрёно, хоть и грамматически корректные. Поэтому делаем вывод, что исключительное знание грамматики и умение правильно строить предложения абсолютно не гарантируют, что вы выберете наиболее естественно звучащий и лаконичный вариант. Поэтому изучение чанков - это необходимость.

Кроме этого, с помощью заученных чанков можно создавать предложения с пока ещё незнакомыми и неизученными грамматическими конструкциями, потому что в чанках скрывается очень много грамматики.

3. Изучая чанки, вы параллельно работаете над своим произношением - учитесь произносить слова связно, имитировать правильную интонацию и ударение в словах и фразах, замечаете, как звуки на стыках слов влияют друг на друга (где-то вообще не произносятся, где-то не произносятся до конца, а где-то произносятся по-другому). Если тренировать произношение слов отдельно от других слов, вне контекста, то вы сразу же столкнётесь с проблемой «почему я не понял, что они сказали, я же знаю все эти слова?». Произношение - это больше, чем звуки. Слова не существуют сами по себе, они всегда являются частью какой-то комбинации.

Подробнее про то, что включает произношение, можно почитать тут.

4. Чанки развивают беглость, скорость восприятия и естественность речи.

Зная отдельные слова и грамматические правила, вам нужно много времени, чтобы построить фразу. Вы одновременно ищете подходящие слова и думаете о том, как эти слова грамматически оформить, перебирая в уме изученные правила. В случае с чанками, вам нужно лишь вспомнить подходящую в каждой конкретной ситуации фразу или фрагмент. Конечно, поначалу это непросто. Но! Используя чанки, вам не нужно всякий раз задаваться вопросом, правильно ли вы выбрали слово или грамматическую конструкцию. Кроме этого, вы создаёте впечатление, что свободно владеете языком, и звучите естественно.


Ира Филипчик
4.12.2024
Понравилась статья?