3. МЕТОД ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ ИЛИ TOTAL PHYSICAL RESPONSE
Метод начал развиваться во второй половине 19-ого века и актуален до сих пор.
Появление метода связано с историей француза Франсуа Гуэна (François Gouin). Он несколько раз пытался выучить немецкий язык традиционными методами (включая заучивание словаря😳), но все попытки были неудачными. Однажды он наблюдал, как его племянник подробно описывал свой визит на мельницу. Рассказ мальчика представлял из себя описание последовательности действий, вдохновив Гуэна на разработку своего метода, который он назвал «series method» (
series в кино - это ряд последовательных кинокадров). Уроки состояли из последовательности действий, которые одновременно выполнялись и описывались. Кроме этого, наблюдая за детьми на занятиях, Гуэн говорил о необходимости «инкубационного периода» или «silent period» (англ. «период молчания»): сначала ученики только слушали, а позже начинали говорить. «Период молчания» снимает тревогу и стресс в начале обучения. Подход Гуэна был не только предшественником Прямого метода (англ. «the Direct Method»), но и Естественного подхода (англ. «the Natural Approach»).
Для Гуэна главным в языке был глагол, а конструкция, которая выделяет глагол больше всего - это повелительное наклонение (команды, инструкции). Основоположник Устного метода (англ. «the Oral Method») Гарольд Палмер (Harold Palmer) впоследствии развил эту идею в многократное повторение команды/инструкции (англ. «imperative drill»): учитель говорит «встаньте» и делает соответствующий знак. Ученики не понимают слов, но понимают знак, и встают и т.п. Когда ученики научаться ассоциировать команды с действиями, жесты убираются. Кроме этого, команды постепенно становятся более сложными - «возьми четвёртую книгу со стороны, ближайшей к окну, со второй полки; открой её на стр. 65 и укажи на первое слово. Для Палмера было очень важно, чтобы дети не разговаривали во время выполнения действий.
Потребовалось четыре десятилетия прежде чем эта техника стала методом под названием «Total Physical Response» (метод полного физического реагирования).
Создателем метода считается Джеймс Ашер (James Asher). В своей статье 1972 года он утверждает, что аудирование очень важно для развития говорения и что дети вырабатывают навык аудирования определённым образом. Например, существует тесная связь между языком и телом ребёнка.
КАК ОН РАБОТАЕТ?
Так же как в методе Палмера, подход Ашера строится вокруг набора инструкций, используя предварительно изученные слова, обозначающие реальные предметы, которые можно принести на урок. Учитель показывает движения, а отдельные ученики их повторяют. Когда ученики хорошо «натренированы», учитель повторяет команды, не выполняя действий, а ученики (по отдельности или группа) их демонстрируют. Команды всегда разные.
После нескольких таких уроков в качестве домашнего задания ученикам выдаются списки базовых инструкций, которые использовались на уроках и которые нужно выучить. Позже ученикам предоставляется возможность говорить, то есть давать инструкции своим одноклассникам, но сначала им нужно подготовить свои команды с новыми комбинациями основных изученных слов.
Очевидный минус данного метода с точки зрения сложности конструкций - это то, что они ограничивалась только командами. Позже преподаватели использовали и другие конструкции.
Позже, Блейн Рэй (Blaine Ray), учитель испанского в средней школе в Калифорнии, экспериментировал со способами включить задания на создание рассказов. Он зарегистрировал подход под названием
метод сторителлинга (TPRS - Teaching Proficiency through Reading and Storytelling. Основной приём заключался в следующем: учитель «извлекает» (англ. «elicit») из учеников историю (обычно фантастическую), которая включает много повторений лексики и конструкций. Ученики разыгрывают и пересказывают историю. Потом история используется как основа для последующих заданий на аудирование и чтение. Понимание тщательно контролируется с помощью периодической проверки через перевод или невербально - через зрительный контакт и язык жестов.
В настоящее время метод полного физического реагирования считается набором приёмов, которые могут быть использованы в других методах и подходах, в первую очередь в Естественном подходе (англ. «the Natural Approach»).
Также сейчас набирает силу идея о том, что обучение включает в себя нечто большее, чем чисто мыслительные операции: исследования по освоению первого языка (англ. «First Language learning») и второго языка (англ. «SLA» или «Second Language acquisition») показали, что разыгрывание значений слов с помощью жестов и движений помогает их запомнить и потом извлечь из памяти.
Итак, основные характеристики метода:
- ученикам нужен период молчания, чтобы «впитать» язык, когда ученики просто слушают речь, но сами ничего не воспроизводят, так же как и малыши. Поэтому не стоит заставлять учеников говорить что-либо прежде чем они будут готовы.
- обучение языку эффективно именно тогда, когда оно сопровождается физическими действиями
- обучение происходит только в том случае, когда ученики расслаблены
- этот метод в основном используется с младшими школьниками и начинающими
- программа обучения основана на грамматических конструкциях и лексике, которые нужны, чтобы дать инструкции и следовать инструкциям
- на занятии учитель даёт инструкции, а ученики им следуют, то есть выполняют физические действия. Например, подойди к столу, открой дверь
- после периода молчания и на более продвинутых стадиях ученики дают инструкции друг другу